МОЯ МЕЧТА ВО МНЕ ЖИВЕТ

 

Т.И. Короленко,

гимназия №1504, г. Москва

 

Я – москвичка. Родилась в столице в красивую предвоенную осень в Лефортове.

К сожалению, мое детство выпало на военное время, поэтому мои родители ушли на фронт, даже мама, несмотря на то, что мне еще не было 2-х лет. Мама ушла защищать свой город, свою маму и свою маленькую дочь. У моей бабушки было двое сыновей и две дочери. И все они воевали, защищая Отечество. Мама и папа прошли с армией от Москвы до Берлина, хотя до войны мама работала старшей пионервожатой в 218-й московской школе. Вышла замуж, родилась я.

Возможно, у нас была бы целая педагогическая династия, но стать учителем маме не удалось, так как летом 1941 года началась Великая Отечественная война, которая и определила ее дальнейшую судьбу. Папа – кадровый офицер, отслужил в армии более тридцати лет. День Победы родители встречали в Берлине. В двадцать четыре года мама получила боевую медаль «За отвагу», проявленную при взятии фашистской столицы.

Воинский путь родителей оценен многими медалями и орденами. И я глубоко уважаю их за то, что в тяжелый для Родины час они встали в ряды преданных ей защитников.

После войны мы жили два года в Германии, а затем переехали в столицу Эстонии Таллинн, куда был направлен папа для дальнейшей службы.

Там я пошла учиться в школу. Древний город, несомненно, оставил во мне след особой красоты и неповторимого средневекового колорита особенной эстонской культуры.

Именно в Таллинне, учась в начальной школе, я впервые узнала, что такое театр. На всю жизнь осталась в памяти и сама школа. Она была очень маленькой, всего четыре класса, но располагалась в старом особняке с красивым ухоженным садом, который весной, как и весь город, утопал в цветущих кустах персидской сирени, с бассейном среди деревьев и цветов. Это было не стандартное школьное здание, а дом какого-то барона. Мне нравилась широкая лестница, устланная ковровой дорожкой с металлическими креплениями, зеркала на лестничных пролетах, в которых мы себя видели во весь рост. Большой вестибюль с колоннами, в котором мы проводили перемены и танцевали на уроках хореографии. Необыкновенным был большой зал с огромным роялем, с зеркалами по стенам. Там мы пели хором и проводили праздники. В этом зале я впервые участвовала в каком-то красивом спектакле, где мы изображали кукол, гномов, бабочек… О чем был спектакль и как он назывался, я, конечно, не помню, только осталось удивительное состояние души от красочности всего, что двигалось под какую-то веселую музыку, которую на рояле играла наша учительница. Уверена, что в спектаклях «Кукольный бунт» и «Снежная королева» я что-то делала, пытаясь подсознательно создать атмосферу той волшебной сказки моего детства, которая до сих пор живет во мне.

Очень часто занятия драматического кружка проходили в библиотечном зале. Видимо, это был в прежние времена кабинет хозяина. Там вдоль стен стояли застекленные полки с книгами от пола до потолка и большая стремянка, с которой можно было достать книгу, стоящую под самым потолком; огромный массивный стол, вокруг которого мы садились, чтобы читать вслух или играть в литературные игры. Я обожала эти занятия, особенно в этом кабинете. Там иногда проходили уроки географии, и мы с восхищением ходили вокруг огромного глобуса и смотрели на нашу таинственную Землю.

В школе была традиция каждый месяц возить школьников на прогулки по старому городу, на спектакли в театр оперы и балета «Эстония». Подчас мы не понимали всех сложностей сюжета, но красота балетной пластики, оперного пения захватывала и погружала в романтический мир Театра. При посещении ратуши со Старым Томасом на шпиле, слушании органной музыки и хорового пения под сводами средневекового собора – перехватывало дыхание. И казалось, что и сам старый город с его узкими улочками, с его крепостными стенами и мощными башнями вроде Толстой Маргариты или Длинного Германа был продолжением сказки. А сколько восторга вызывали трубочисты, эти статные парни в черных одеждах, с улыбающимися черными лицами, с цилиндрами или черными шапочками на голове. Когда они шли по улице или входили в транспорт, все старались так пройти или встать рядом, чтобы незаметно дотронуться до них – на счастье!

И я счастлива, что летом 1985 года с группой своих энтузиастов вновь побывала в Эстонии. Мы посмотрели на Таллинн, на его древнюю архитектуру, на его Певческое Поле, побывали во Дворце Петра I в Кадриорге и, конечно, в местах моего школьного детства. Прекрасно, что мы увидели, этот особенный неповторимый город, который имеет Серебряную Медаль Европы за сохранение средневекового ландшафта старого города. Как жаль, что теперь это заграница. Как жаль, что теперь это – не моя страна.

Но были и другие времена, и я жила и училась в этом городе до 7 класса. Затем судьба вернула меня вновь в Москву, где я продолжала учебу в школе №733, в том же Лефортове, то есть там, где прошло мое раннее детство. Я по-прежнему продолжала играть в драмкружке. В сказках и водевилях теперь я участвовала без особого энтузиазма, потому что очень любила героические роли. Юность требовала чего-то серьезного, настоящего. Самыми любимыми были Зоя Космодемьянская в «Сказке о правде», Ульяна Громова – в инсценировке «Флаги над Краснодоном» по роману А. Фадеева «Молодая гвардия», Наташа Логинова в спектакле «Юность отцов» по пьесе Б. Горбатова.

Все это воспитывало меня и помогало юношескому становлению.

Так шли годы. Я стала учителем по классической схеме, предложенной нам, молодым людям 60-х годов. После окончания школы я в ней же отработала (как было положено) два года старшей вожатой; поступила на дневное отделение глубоко мною уважаемого института – МГПИ им. Ленина. С высоты прожитых лет низко кланяюсь всем преподавателям, «хранившим юность нашу» в стенах благословенного и любимого ВУЗа, с теплом и дружеской сердечностью помню славных моих однокашников, с которыми пролетели пять интереснейших лет безмятежного студенческого счастья.

Распределение попросила на Сахалин. Хотелось посмотреть на этот остров, ибо знала его только по Чехову. Очень рада, что судьба подарила мне эту возможность. Как институт, так и Сахалин, закалили меня, дали возможность творчества, ощущения самостоятельности, радости от любимого труда и общения с интересными людьми и любящими учениками...

Милый сердцу моему остров, ты навсегда остался в памяти с твоей необычайной могучей природой, с твоей неповторимой старенькой Тымовской средней школой, с удивительным жизнерадостным полетом души романтиков учеников и учителей во главе с Н.З. Кондрашовым и Т.К. Криминой. Будь славен, далекий остров, ты был частью моей замечательной юности!

Мне очень хотелось, чтобы моя учительская жизнь не прошла разнесенной на ежедневную обыденную рабочую текучку, а обязательно была бы пронизана каким-то основным стержнем – большим интересным делом. Надо сказать, что, заканчивая факультет русского языка и литературы, я с увлечением занималась на факультете общественных профессий на отделении режиссуры и актерского мастерства у Леонида Аркадьевича Довлатова, играла в институтском театре.

И вот тогда, приехав на Сахалин в августе 1965 года, стоя у истоков своего замысла, я решила, что таким основным стержнем станет в моей работе театр. Так что первые шаги и как учитель, и как режиссер я сделала на Сахалине, который дал мне благословение на всю мою учительскую жизнь.

Наши спектакли нравились зрителям школы и поселка, про нас писали хвалебные отзывы даже в областной газете.

Я всегда была активным, любознательным, много путешествующим человеком. И где бы я ни жила, где бы ни работала, везде легко заинтересовывала людей игрой «в театр». Так было на Сахалине, в Гвинее и Анголе, где я преподавала русский язык как иностранный, и мои африканские ученики увлеченно играли русские сказки в русских костюмах, которые сами мастерили; так было и в Болгарии, когда я работала в Старозагорском университете, где помогала совершенствоваться болгарским учителям в русском языке, и они с удовольствием играли отрывки из русской классики; и наконец, в Москве, где я в школе №735 организовала в 1970 году театр с целью объединить людей интересным делом на долгие годы.

Так пришла и укрепилась во мне любовь к театру, которая стала увлечением всей моей жизни. Мечту свою я осуществила, задачу выполнила, чем и горжусь.

Театру моему в 2000 году исполнилось 30 лет!

Он прожил яркую, очень интересную жизнь. Как и я, много трудился, выпестывая спектакли, которые всегда проходили при полных залах и создали нам своих зрителей-поклонников; так же, как и я, театр любит путешествовать и тоже много интересного увидел за свою жизнь. И, надеюсь, – еще увидит.

У Паустовского есть слова: «Если человеку дано еще не доказанное счастье родиться, то он должен хотя бы увидеть землю!» И в гороскопе моем сказано, что Татьяны любят смотреть на мир... Я работала в Гвинее, в Анголе, в Болгарии, отдыхала в Греции, Турции, на Кипре; посетила Святую Землю Вифлеема и Иерусалима. Очень люблю путешествовать по родной земле.

Учась в институте, я дважды, с трудовым студенческим отрядом, проехала на «России» (поезд № 1) от Москвы до Владивостока и обратно как проводница. Участвовала в велосипедных походах по Сахалину, Прибалтике и по маршруту Львов – Киев – Одесса – Севастополь – Ялта. Прошла двадцатидневный маршрут на военных понтонных плотах по Агидели, участвовала в байдарочном походе по рекам и озерам Карелии, работала с отрядом археологов на Гурзуфском седле в Крыму. Я уже не говорю о путешествиях в горах Тянь-Шаня, Алтая, Кавказа, Закарпатья. А сколько замечательного увидели мы, посещая места боев 3-й Армии А.В. Горбатова. Тут Орел и Курск, Брянск и Гродно, Иваново – Шуя – Палех, Белгород – Поныри – Прохоровка.

По сей день вместе со своими театралами я с восторгом смотрю на древний Суздаль, Владимир, Псков, Пушкиногорье и родное Подмосковье. И для учителя, и для режиссера, и для актера, конечно, очень важно много знать и много видеть собственными глазами. Это создает огромный багаж, который в любой момент можно использовать в работе.

А еще очень важным для меня было то, что всегда я была в активе пионерском, комсомольском, партийном. Во все это верила искренне и искренне служила этому, о чем не жалею ни на минуту.

Мое пионерское детство и комсомольская юность были чудесными. Дай Бог так жить нашим детям! Как из песни, не хочу выбросить «ни слова» из прожитого. Да, кстати, о песнях: они были настоящим аккумулятором нашей жизни. Одна Александра Николаевна Пахмутова чего стоит! И не удивительно, что эти замечательные песни – песни уходящего века – подняты на высоту в наше время, время ностальгии по настоящим чувствам, словам, мелодиям. И хорошо, что их любят петь мои друзья, мои театралы-энтузиасты...

Мне – 60, театру – 30. Подумать только! Ровно полжизни отдала я своему «детищу». И во всю мою жизнь я всегда вплетаю красочную ленту торжественной патетики или трогательной лирики наших спектаклей, хотя сама в теперешнем составе театра играю немного, но с большим желанием и удовольствием. Это очень мною любимые роли Марфы Петровны Сафоновой в «Русских людях» К. Симонова (1985), Екатерины II в комедии «Любовь – книга золотая» А.Н. Толстого (1993), боярыни Сабуровой в драматическом спектакле «Царская невеста» по пьесе Л. Мея (1997-1999).

И, конечно, каждой роли, каждому спектаклю, каждому крупному делу, общему досугу, летнему отдыху и всевозможным путешествиям коллектива отдана часть души, сердца, личного времени, сил и здоровья. И поэтому вслед за В.Г. Белинским могу сказать: «Любите ли вы театр так, как люблю его я?!»

А я его очень люблю. И благодарю всех, кто, находясь рядом со мной, отдавал и отдает ему свои силы и время, будь то взрослые актеры или совсем юные «энтузиасты». Ведь все начинается с детства, с игры. Воспитывать человека надо с «младых ногтей».

Мой сын практически ровесник театра, и он приобщился к нему еще будучи в детском саду, где четверть века назад сыграл главную роль в «Сказке о глупом мышонке», которую я поставила с малышами. Антон сохранил увлеченность театром и до сей поры, работая в нашем творческом объединении «Энтузиаст». Но еще в школьные годы по его инициативе был впервые в школе создан совсем простенький ансамбль «Вариант», с которого начался интерес Антона к музыке и пению. После армии, закончив институт, он вернулся в школу учителем химии и продолжил работу с группой эстрадной песни. Затем, получив еще и музыкальное образование, Антон Александрович на основе вокальной группы «Сказочные сны», которую он выращивал 5 лет и с которой успешно выступал в конкурсах и фестивалях, решил поставить мюзикл «Снежная королева», где сам пел партию Алхимика. При его музыкальном и техническом руководстве, при его работе по созданию фонограмм и обучению вокалистов, в котором ему самоотверженно помогала Лена Туманова, исполнявшая к тому же роль Герды, впервые в театре за время его почти тридцатилетнего существования в 1999-2000 годах был сделан прекрасный мюзикл, в котором с большим интересом и вдохновением работал не только младший, но и старший театр. Поэтому этот музыкальный спектакль получился ярким, красочным, сказочным – прекрасным букетом, созданным общим трудом энтузиастов. И я уверена, что у всех, кто приобщился к его творческому рождению, он останется незабываемым, блестящим, принесшим радость и создателям и зрителям от мала до велика.

Я счастлива, что Антон рядом со мной в самозабвенном служении нашему учительскому делу и нашему театру. Как говорит Наташа Вендина: «Театр – не хобби! Это образ жизни!» Да! Это так, потому что актер – это не профессия, а диагноз. Вот для таких людей театр не «на пока», а на долгие годы. И в нем многие участники играют 10, 15, 20 и даже 30 лет!

Только очень увлеченные и влюбленные в театр люди могут много лет бескорыстно служить этому делу.

К юбилейной дате вместе со мной имеют непосредственное отношение Лена Белокур и Лена Ермакова, ибо обе они стояли вместе со мной у истоков театра.

Дай Бог, чтоб всем нам хватило сил и настойчивости быть верными Театру, верными юности и дальше.

30 лет прошло в совместном общении людей, объединенных интересом к работе в театре.

У многих здесь прошло детство, юность, а у некоторых уже и молодость… и пришла зрелость.

И как прекрасно, что в этой взрослой серьезной жизни, тем более, последних очень нелегких и тревожных, лет, у наших энтузиастов хватает желания и сил по-прежнему работать в театре. Работать преданно, творчески, передавая свою увлеченность младшему театру, сохраняя юношеское общение и Божью искру желания служить красоте, которая, может быть, действительно спасет мир.


Ссылки родителям и не детям:

Hosted by uCoz