12 января исполняется 260 лет со дня рождения швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци.

 

Песталоцци

(Pestalozzi) Иоганн Генрих (1746-1827), швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. В 50- 60-х гг. 18 в. принимал активное участие в движении швейцарской интеллигенции. Возглавлял "Учреждение для бедных в Нойхофе" (1774-80), приют для сирот в Станце (1798-99), институты в Бургдорфе (1800-04) и Ивердоне (1805-25). Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность романы "Лингард и Гертруда" (1781-87), "Как Гертруда учит своих детей" (1801) и др.

Основную роль в осуществлении своих социальных замыслов Песталоцци отводил воспитанию. Стремясь облегчить участь крестьянских детей, лишённых элементарных условий для полноценного физического, умственного и нравственного развития, Песталоцци считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы, что в дальнейшем поможет избавиться от нужды. По Песталоцци, воспитание должно быть природосообразным и начинаться с младенческих лет. Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребёнка, Песталоцци подчёркивал важность связи и тесного взаимодействия умственных, нравственных и физических способностей ребёнка в обучении, которое обеспечивает гармоничное развитие человека.

Идею Песталоцци о развивающем обучении К.Д. Ушинский назвал "великим открытием Песталоцци". Критикуя школу за вербализм и зубрёжку, притуплявшие духовные силы детей, Песталоцци стремился психологизировать обучение, построить его в соответствии с "естественным путём познания" у ребёнка. Исходным моментом этого пути Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира и поэтому придавал большое значение наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умения сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. Песталоцци значительно расширил прежние трактовки наглядности, указав на возможность её использования в целях развития формирования мышления. Песталоцци расширил и содержание начального обучения, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику. Ему принадлежит мысль о введении в начальной школе элементов геометрии. Песталоцци стремился настолько упростить методику начального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальной школы и любая мать-крестьянка.

Исходным моментом физического развития Песталоцци считал способность ребёнка к движению. На основе "естественной домашней гимнастики" Песталоцци предлагал строить систему школьной "элементарной гимнастики". Трудовое обучение Песталоцци рассматривал как неотъемлемую органическую часть своего метода. Он высказал идею о создании "азбуки умений", усвоение которой помогло бы ребёнку развить свои физические силы и овладеть необходимыми трудовыми навыками.


Ссылки родителям и не детям:

Hosted by uCoz