Еще несколько слов об аутогностике

 

Валерий Лысенко

 

Одна из вечных и до сих пор плохо решаемых задач школы – задача укрепления и сохранения здоровья школьников. Здоровья не только физического. Реально здоровый человек – это человек, в первую очередь здоровый нравственно, психически, социально; физическое здоровье в таком случае приобретается как закономерное следствие психосоциального и нравственного здоровья.

Насколько современная школа выполняет свою задачу укрепления и сохранения здоровья детей – вопрос из категории риторических. Фактически никак не выполняет. Более того: как будто специально делает все, чтобы разрушить здоровье своих питомцев.

И эта педагогическая аномалия будет существовать до тех пор, пока ученики не будут поставлены в условия, когда им придется главным образом самим заниматься своим здоровьем (в теории и на практике), а родители и учителя будут выступать в роли помощников, консультантов, менеджеров.

Такие условия создает комплексная образовательная программа самопознания – аутогностика.

Построение занятий по аутогностике очень напоминает уроки теории знания. Учитель обращается к аудитории с вопросами, относящимися непосредственно к наличному – жизненному и книжному – опыту учеников. Например: «Случаются ли с вами такие неприятности, как: болит зуб (голова,  живот), колет в боку, тошнит и т.п.?»

Ученики, естественно, говорят – да, бывает. Следующий вопрос: «А что вы делаете, когда у вас что-то болит?» «Сообщаем родителям, если дома случилось, или учителю, если это происходит в школе». «А потом?»  «Ну, лекарства принимаем…» «А вам не интересно бывает узнать, отчего голова болит, или отчего простуда – высокая температура, кашель, насморк и что это такое – кашель, насморк, «температура»?» «Нет». «Почему?» «А зачем? Врачи же знают». «Ну а если бы вас спросили, что такое кашель, например, что бы вы ответили?» «Ну… Кашель он и есть кашель. Кхе-кхе». (Все смеются). Однако всегда может оказаться в аудитории «знаток», который попробует дать свою версию механизма возникновения кашля или насморка. Учитель выслушивает его и просит учащихся отнестись к точке зрения товарища, инициируя дискуссию, чтобы затем рассказать, как все происходит в действительности. А в финале должна быть загадка (домашнее задание), провоцирующая самостоятельную работу учеников по объяснению того или иного заболевания, с гипотезой его происхождения, предупреждения его и лечения, описанием его течения, переживаний, связанных с ним, и т.д. Кто-то будет фантазировать, кто-то обратится за помощью к взрослым, кто-то полезет в книжки… Учитель аутогностики непременно отметит для себя, кто как выполнял домашнее задание, чтобы затем построить программу и применить грамотную тактику индивидуальных заданий.

Итак, на протяжении всего курса аутогностики идет развертывание эпистемы «Болезни» в рамках общей познавательной темы «Организм». Рассматриваются прежде всего наиболее распространенные, типичные заболевания – простудные, желудочно-кишечные, а также типичные травмы. Разговор об их причинах, течении, последствиях и методиках лечения переходит в рассказ о функциональных взаимосвязях внутренних органов человека и основных систем организма. С первого по одиннадцатый класс эпистема «Болезни» развертывается последовательно в соответствии с возрастными и социокультурными особенностями учащихся. Важным моментом в этом процессе является самоотчет ученика за определенный период – неделю, две недели, месяц – о том, что с ним происходило в сфере здоровья и что он делал, чтобы справиться с возникшими неприятностями. За самоотчетом следует обсуждение – ребята задают вопросы своему товарищу, делятся собственными проблемами.

 

Параллельно эпистеме «Болезни» идет развертывание эпистемы «Душа» – изучение ребенком своего внутреннего (душевного) мира. Начинается все опять же с вопросов учителя: часто ли переживаются чувства обиды, неудовольствия, радости и т.д. и т.п. Что означает обида? Может быть, у человека есть особый «орган обиды»? А также имеются органы счастья, радости, любви, ненависти?

Затем речь может пойти о различных нервных расстройствах, которые проявляются в форме фобий, перверсий, негативизма и т.д. Постепенно можно переходить к некоторым общим и специальным вопросам психологии и к типоведению (американское типоведение, соционика, психогностика А. Афанасьева).

Эпистема «Душа» – часть общей познавательной темы «Социальный индивид», в которую входят также эпистемы «Потребности», «Нервы», «Ценности». Ученики узнают о потребности в социально-личностной значимости и ее роли в жизни индивида, о законе социально-аксиологического соответствия, о «прибавочных ценностях». А также о том, как много в развитии человека – нравственном, творческом, профессиональном – значат культура общения, культура понимания и культура деятельности.

Третья общая познавательная тема – «Личность» – содержит эпистемы «Я», «Время», «Пространство», «Культура», «История», «Общество», «Преодоление», «Развитие». Это не «предметы», не «области знания», это проблемно-познавательные темы, то есть – эпистемы.

 

Принципы, лежащие в основе построения и реализации курса аутогностики, могут (и должны) действовать и в организации других курсов (учебных предметов). Как занятия по аутогностике мотивируют учащихся на самопознание, точно так же другие занятия должны формировать мотивацию к овладению соответствующими знаниями, будь то физика или математика, химия или география, биология или история. Особое значение эти принципы приобретают на уроках родного и иностранного языков и литературы. (Нелюбовь большинства старшеклассников к этим предметам обусловлена именно безличным характером тех областей знания, которые уже вошли своими информационными сегментами в состав личности каждого школьника, но не коррелируют с теми инфополями, что предлагаются им на уроках литературы и языка).

Короче говоря, аутогностика реально осуществляет поворот всего обучения и воспитания в школе к личности ученика, делая ребенка действительным, а не теоретическим субъектом образовательного процесса.

 

Но, как всякое нововведение, аутогностика для своего внедрения в школьную практику нуждается в специально подготовленных кадрах. Таких кадров в настоящее время нет. Следовательно, их надо готовить. Кроме того, курс аутогностики требует обширного и разнообразного методического и технического сопровождения. Медицинские приборы, многочисленные наглядные пособия, атласы, справочники, энциклопедические словари и многое другое – все это необходимо для полноценного раскрытия учебных тем и точного выполнения заданий.

Педагог, начинающий на свой страх и риск формировать тему, направление, программу по аутогностике – в рамках ли своего предмета или как самостоятельный курс, – должен с самого первого занятия старательно избегать некоторых устойчивых штампов, стереотипов, клише, которые в изобилии процветают в школьных стенах. Среди них наиболее опасным мне представляется стереотип сравнения человека с животным. Учителя нередко выражают порицание ученикам словами: «Вы ведете себя, как свиньи!»; «Что ты вертишься, как обезьяна!»; «Не будь попугаем!»; «Нет, это не класс, это какое-то сборище баранов!», – и прочее в таком же духе. Не дай бог такому, с позволения сказать, педагогу – вести занятия по аутогностике. И дело здесь не в оскорблениях (которые сами по себе недопустимы в педагогической работе), а в серьезнейшей методологической ошибке, блокирующей правильное понимание сути человека. А эта суть такова, что сравнивать человека с чем-либо природным можно лишь в поэзии (в том числе сатирической), но в быту такое сравнение носит не столько антропоморфический, сколько архаико-мировоззренческий характер. Суть вопроса заключается в том, что человек есть особое существо, ничего общего не имеющее с природным миром, кроме одного – организмичности. Организм человека есть природа, да и то не в абсолютном смысле. Мозг ведь тоже природное образование, однако то, что происходит в человеческом мозгу и в мозгу животного, – это две разные действительности, две разные сигнальные системы, и их работа по-разному отражается на состоянии всего организма – человека или животного. Более того, мы должны сегодня уже совершенно отчетливо понимать, что человечество – это особый вид жизни во Вселенной, не сводимый к «способу существования белковых тел», что человеческий разум стал не только геологической силой (по слову В.И. Вернадского), но силой космической, отличной от всех других космических сил. От качества этого разума и от целей, которые он будет формулировать как насущные для его носителя, – зависит не только будущее планеты, но и будущее нашей Галактики.

С таких позиций аутогностика – это постоянные усилия по преодолению человеческого неразумия во всех его видах и формах. (Кстати, уподобление человека животному – одно из самых «замшелых» проявлений неразумия).

Другой сложившийся (и очень трудно преодолимый) стереотип школьной действительности – это отношение к ученику как к пассивному объекту обучения. Дело не только в том, что изначально позиция учителя – это позиция начальника над детьми; сама организация учебного дня в школе провоцирует подчиненное положение учеников по отношению к взрослым. Дети постоянно обязаны выполнять правила, которые не ими установлены, а это само по себе уже подрывает все попытки демократизировать и гуманизировать школьную жизнь. Так или иначе школа продолжает оставаться системой, в которой не работает обратная связь. Аутогностика в такой системе оказывается элементом чужеродным, более того – ломающим весь привычный уклад традиционной (архаичной) школы.

 

Какие результаты можно прогнозировать на разных этапах обучения аутогностике? Уже в младшей школе ребята учатся критически относиться к своему поведению, к своим мыслям, намерениям, желаниям и т.д. Они развивают наблюдательность, внимание, воображение, память во всех ее видах, терпение, аккуратность и прочие полезные свойства и качества человека. В дальнейшем, по мере освоения курса аутогностики, важные психические функции, свойства и качества учащихся продолжают развиваться до возможной полноты. Однако, может быть, самый существенный результат этого курса – поставленное прочно, на фундаментальной научной основе, мировоззрение учащихся, в котором исторический оптимизм опирается на умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия реализации тех или иных программ, идей, замыслов и проч. В этом смысле аутогностика – необходимая образовательная область, формирующая ноосферный менталитет и способствующая тем самым переходу нашей страны (а затем и всего мира) на ноосферный путь развития.


Ссылки родителям и не детям:

Hosted by uCoz