Зигмунд Фрейд (1856-1939)

 

АВСТРИЙСКИЙ ВРАЧ И ПСИХОЛОГ

РОДОНАЧАЛЬНИК ПСИХОАНАЛИЗА

Родился в Фрейберге, Австро-Венгрия (ныне на территории Чехии). В1881 окончил медицинский факультет Венского университета и получил степень доктора медицины. В 1876-1882 работал в Венском физиологическом институте. С 1902 – профессор Венского университета. В 1908 совместно с Э. Блейлером (1857-1939) и К. Г. Юнгом (1875-1961) основал «Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований», в 1910 – Международную психоаналитическую ассоциацию. В 1938 после захвата Австрии фашистской Германией подвергся преследованиям и эмигрировал в Великобританию.

В процессе врачебной практики у него сложилось представление об основном механизме психических заболеваний, о наличии психических процессов, которые, находясь вне сферы сознания, оказывают влияние на поведение. Совместно с И. Блейером им был разработан так называемый катартический (от греческого катарсис – очищение) метод лечения истерии: погружение больного в состояние гипноза с целью припоминания событий, вызвавших болезнь. Однако в ряде наиболее тяжелых случаев гипноз наталкивался на «сопротивление», которое не мог преодолеть. Пути к «ущемленному аффекту» Фрейд нашел в толковании сновидений, свободных ассоциаций, ошибочных действий, забываний и т. п. («Психопатология обыденной жизни», 1904; «Толкование сновидений», 1900; «Остроумие и его отношение к бессознательному», 1905). Исследование этого материала назвал психоанализом – новой формой терапии и методом изучения.

В 1900-х выдвинул общепсихологическую теорию строения психики как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между сознанием и стихийными бессознательными (главным образом сексуальными) влечениями (либидо). Произвольно выделив ряд форм детской сексуальности, последовательно сменяющих друг друга, на этой основе построил периодизацию психического (а по сути – психосексуального) развития личности. Согласно Фрейду, в раннем детстве возникает так называемый Эдипов комплекс, в соответствии с которым мальчик испытывает влечение к матери и видит в отце соперника (у девочек соответственно – комплекс Электры). Эдипов комплекс вытесняется из сознания ребенка, но забытые переживания детства незримо присутствуют в бессознательном и влияют на поведение взрослого человека. Попытки современных психологов экспериментально проверить теоретические его построения успеха не имели; в частности, наличие Эдипова комплекса научно не установлено.

Учение Фрейда о структуре личности в окончательно оформившемся виде гласит, что человеческая психика состоит из глубинного пласта бессознательного («Оно), сферы сознательного («Я») и инстанции, олицетворяющей собой социальные и нравственные установки общества («сверх-Я»). С точки зрения ученого, человек постоянно находится в конфликте с самим собой: сознательное «Я» подвергается давлению со стороны бессознательного «Оно» и тирании со стороны не менее бессознательного «сверх-Я». Утверждал, что деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить к науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни.

Считал, что главное внимание в процессе воспитания следует перенести на первые годы жизни. Расширил область применения психоанализа, распространив его принципы практически на все сферы человеческой жизнедеятельности: религию («Будущность одной иллюзии», 1927), творчество («Леонардо да Винчи», 1910), мифологию («Тотем и табу», 1913), общественную жизнь («Психология масс и анализ человеческого «Я», 1921). Доктор медицины (1881). Литературная премия имени Гёте (1930).


Ссылки родителям и не детям:

Hosted by uCoz