Как вырастают лидеры

 

Олег Камакин, руководитель пионерской дружины «Арго», г. Волжск

 

Любая детская организация не может работать без вожатого, то есть без взрослого лидера. Но этого мало. Ни один вожатый не сможет работать без лидеров-детей. Без своего актива.

Помните слова песни:

Опять трубит встревожено горнист,

И ты бежишь без устали куда-то.

Ты активист, товарищ, активист,

И на тебя надеются ребята!

Городские штабы, школы, активы – все это возможность подготовить лидеров, на которых будут надеяться все ребята в детской организации. Это им, активистам приходят самые интересные идеи, это они смогут организовать других на реализацию этих идей. А с чего начинаются лидеры, почему простой, казалось бы, ребенок, вдруг становится настоящим активистом, без которого организация уже не сможет обойтись?

Хотите познакомиться с одним из таких превращений? Тогда знакомьтесь – Яшина Татьяна!

Еще пять лет она была обычной белокурой девчонкой, которая очень хотела стать пионером. И вот мечта ее осуществилась. В день рождения пионерской организации, у большого пионерского костра, перед лицом более двухсот пионеров ей повязали красный пионерский галстук. С галстуком она и пошла вперед по своей жизни. Галстук стал ее, если можно так выразиться, путеводной звездой.

Появился в их классе пионерский отряд, выбрали командира и дружно ушли на летние каникулы. Встретились юные пионеры снова только осенью. Их ждало первое испытание. Испытание на дружбу. Все отряды пионеров – новичков отправились на озеро Мушендер, вокруг которого была проложена тропа испытаний, вот только часть одноклассников по условиям игры стала инвалидами. Кто-то ослеп, а кто-то и потерял возможность ходить. Им должны были помочь товарищи, ведь только всем вместе можно идти по тропе до конца.

Если посмотреть на фотографию Тани, где она сидит на берегу озера, то и не догадаешься, что минуту назад она несла на себе одноклассника, который не мог идти сам, а мальчики спорили, кто сильнее (а ведь время-то шло).

Вот так учатся принимать решения и брать на себя ответственность. Это потом уже начнутся работа в совете дружины и совете командиров, это потом она будет учиться организовывать других, а пока Таня просто стала делать сама то, на что другие не решаются. А мальчишкам стало стыдно, и они взяли роль носильщиков на себя.

А потом началась школа пионерских наук. Учились, конечно, по желанию. Ведь не очень хочется идти в школу вечером, особенно если надо идти учиться. Но Таня считала, что нельзя быть пионером, не зная истории организации, ритуалов, правил обращения с символами. К тому же она собиралась серьезно работать в организации, а школа пионерских наук это и разучивание игр, и туристическая подготовка, и песни, и многое другое. Так что учиться этому всему надо. И Таня училась. А если ты можешь многое, то можешь этому научить других. Так что через пару лет из ученицы школы пионерских наук Татьяна стала ее инструктором. Но это тоже было позднее. А пока она предложила себя в совет дружины. Ей было интересно, как появляются идеи о проведении разных дел. А еще ей хотелось знать, как это и кто подсказывает, что надо делать – мальков спасать или кормушки делать, концерт для ветеранов или игру для малышей.

Все это было очень интересно. Но хотелось чего-то еще. Вот тогда и решили, что в международный лагерь актива в Москву по приглашению Московской пионерской организации должна поехать Таня. Не одна, конечно, а в составе делегации. Видя интерес Тани к делам дружины и явно выраженные лидерские замашки, у совета дружины не было возражений. К тому же Танин интерес к пионерской деятельности активно поддерживала ее мама и помогала ей всем, чем могла. А главное активно воспитывала в ней чувство ответственности и верность данному слову.

Неделя лагеря пролетела быстро. Огромное количество друзей и единомышленников Таню просто окрылили. Она увидела, что таких пионеров, как она много, к тому же живут они по всей России и даже за ее пределами. У них столько интересных дел, которые можно организовать у нас, а они серьезно интересовались нашими делами, и им это было очень интересно. В общем, Таня получила такой запас энергии, что готова была сразу зажечь этой энергией других.

Так и пошло и поехало. Многие дела совет дружины поручал отряду Тани, зная, что ее чувство долга хватит на весь отряд. А пионеры-одноклассники, недолго думая, сделали ее своим командиром. Хотя мальчишки-лидеры в классе тоже не перевелись! Но Таня была абсолютным авторитетом и среди них. Еще бы, ее знают пионеры в разных регионах нашей страны, к ее мнению прислушиваются даже старшие пионеры, а практически все дела проходят с ее непосредственным участием. И на нее всерьез надеются ребята из нашей дружины. Она может помочь практически во всем. Может и представление помочь придумать на конкурс, и организовать сбор вещей для ребят из городского приюта, и конкурс на лучшую кормушку провести.

А вообще говорить о лидерских качествах Тани можно долго. Лучше это сделать на примерах. Осенью мы должны были провести первое занятие школы пионерских наук для новичков, а я не смог прийти вовремя по уважительной причине. Объяснив по телефону свою роль в этом деле, я переложил все на Таню. Вы думаете, что-то не получилось? Моего отсутствия никто и не заметил. Но это еще не самое интересное, это произошло, когда Татьяна уже в девятом классе. Настоящая проверка на право называться лидером была у нее раньше. Два года назад наши старшие пионеры заявили, что они проводят столько всего интересного для ребят с первого по восьмой класс, а для них никто ничего… Это они, конечно, прихвастнули про совсем ничего, но инцидент был создан. Совет дружины решил исправить дело, и Тане было поручено подготовить и провести для 10-11 классов игру «Кладоискатели». Игра была уже опробована на пионерах 5-7 классов, а тут для старших. Сейчас Татьяна вспоминает это поручение, как свой самый большой успех. Труднее всего ей пришлось именно с организацией всей игры. Надо было подготовить судей на этапы, подготовить кабинеты, реквизит, в общем, все. Да и руководить ей пришлось не только одноклассниками, а и более старшими ребятами. Ей действительно было страшно. Но всем старшеклассникам игра понравилась, и они совершенно безропотно реагировали на ее замечания. Игра удалась. А Таня долго не могла поверить, что такое сложное дело у нее получилось. Ведь она была всего на всего ученицей седьмого класса.

Вот так, получив знания на школе пионерских наук (а мы учим на ней и правилам подготовки различных дел), и получая пионерские поручения все более и более сложные, лидер приобрел веру в свои силы. А сил много. Их надо только направить.

У нас есть традиция проводить дела не только для пионеров, но и для других людей. Особенно это касается детей, которые волею судьбы находятся в интернате или приюте. Может быть это не так интересно или весело, но это очень нужно тем детям. Вот мы и стараемся чаще с ними общаться, но так, чтобы от общения была польза. Таня и несколько ее друзей из совета дружины разработали небольшую программу, которую назвали «Окно в мир». Они решили познакомить ребят из приюта и интерната с национальным парком «Марий Чодра», заповедником «Большая Кокшага», водным туризмом. Почти месяц в гости к нашим пионерам приходили ребята из приюта и интерната и учились ставить палатки, собирать байдарки. На автобусе приюта мы организовали поездки в национальный парк и визит-центр заповедника. Наши пионеры просто успели подружиться со своими подшефными. А потом была новая идея. Наши юные инспектора движения во главе с Татьяной учили теперь уже своих друзей из интерната правилам дорожного движения. Пригласили инспектора, провели соревнования по фигурному вождению велосипеда прямо в школьном спортзале.

А еще Таня любит участвовать в новогодних представлениях для малышей. Хотя ей чаще всего предлагают роль Снегурочки, она не соглашается. Достаточно самокритично относясь к своему характеру, она просит роль Бабы Яги. И ей она тоже прекрасно удается.

Главное, что прекрасно понимая свою роль в организации, Таня никогда не становится просто организатором. Она хочет быть настоящим примером. Ведь именно так она понимает предназначение настоящего пионера. Поэтому она и в соревнованиях «Школа безопасности» палатку ставит и в противогазе бегает, и в смотре строя и песни правофланговая. А еще читает стихи на городском конкурсе чтецов, участвует в конкурсе фотографий и сочинений, репетирует с пятиклассниками экологическую сказку. Таковы они будни лидера. Можно удивиться тому, как она все успевает. Но она еще и отличница.

Можно сказать о собранности, о правильном распределении своего времени. А мне кажется, что лидер просто лидер во всем. Он уже не может опустить планку. Ведь на него равняются другие. Главное вовремя заметить лидера, когда он сам еще об этом и не подозревает. И дать ему пионерское поручение, намекнув на чувство ответственности и закон пионера о единстве слова и дела… И, конечно, сделать так, чтобы ему было интересно.


Ссылки родителям и не детям:

Hosted by uCoz