Абитуриент – до и после

 

Евгения Хохлова, замдекана факультета журналистики и массовых коммуникаций Университета РАО

 

Что может быть лучше, чем студенческая жизнь. Каждый из состоявшихся уже профессионалов, солидных взрослых дяденек и тётенек, несомненно, не раз  вспоминали это милое сердцу время.

Старшеклассники, будущие абитуриенты, мечтают о том, чтобы окунуться в эту сказочную «вольную», уже почти взрослую жизнь.

«Вот она – волнительная пора, когда мы мечтаем о прекрасном, испытываем высокие чувства и рассказываем о них на каждом шагу, доказывая всем свою правоту, живем одним днем и полагаем, что свободны, как птицы, определяемся со своим положением в этой жизни и считаем, что все врата перед нами открыты! Кажется, это самый счастливый период нашего бытия. Конечно, каждый возраст хорош по-своему, но, вероятно, эта импульсивность и динамичность настоящей жизни настолько нас завораживает, что мы восхищаемся ей и растворяемся в ее прелести. Предвкушение чего-то необычного, веющего свежестью и новизной, заставляет нас двигаться вперёд стремительно, ускоряясь с геометрической прогрессией. Так хочется быстрее сдать экзамены и поступить в ВУЗ». Эти слова, сказанные ученицей 11 класса Маргаритой Вагнер, несут в себе эмоциональный заряд, присущий большинству выпускников школ. С восторгом и наивной верой в чудесный мир вузовской жизни стремятся они в институты и университеты, часто окрылённые желанием повзрослеть и самоопределиться, а вовсе не тягой к знаниям.

Студенты, студенты, студенты! Кто они. Они – это я, ты, мы, бывшие и будущие. Студенчество – это не общественная прослойка, не интеллектуальный уровень. Студент это состояние души. И оно порой остаётся с нами на всю жизнь независимо от возраста и занимаемой должности.

Жизнь современного студента не только интересна, но и сложна. И выпускники школ должны об этом задумываться. Уровень образования в Вузах сейчас достаточно высок. Кроме «вольной» жизни, студенческих капустников, интереснейших мероприятий на голову студента валятся полуторочасовые пары, выполнение индивидуальной учебной нагрузки, прохождение практик и зачётно-экзаменационных сессий.

Сама, работая и в ВУЗе и в школе, могу сказать, что учиться сегодняшней молодёжи сложно. Да, безусловно, интересно, никого не могут оставить равнодушными подготовка выставок и работа на них, творческие мастерские, участие во всевозможных конференциях и многое-многое другое. Но учебной нагрузки у студентов при этом предостаточно. И вдвойне сложнее студентам, выбравшим специальности гуманитарной направленности, ведь  их жизнь насыщенна не только аудиторными занятиями, но и творческой деятельностью.

Что же можно посоветовать сегодняшним школьникам, будущим выпускникам и абитуриентам?

Если вы уже выбрали направленность своего дальнейшего образования в 8-9 классе (что случается довольно редко), необходимо найти такие профильные классы старшей школы, обучаясь в которых, вы бы смогли подготовить себя к дальнейшему профессиональному обучению.

Если же вы ученик 10-11-х классов и при этом ещё не определились с выбором дальнейшей направленности обучения, то посоветую выбрать для посещения факультативы или спецкурсы, существующие в школе, по предметам, где вы имеете наилучшие оценки. Возможно, это объясняется вашими склонностями.

Желательно получить максимум информации о выбранном вами вузе: о правилах поступления, возможных вариантах экзаменационных работ, наличие подготовительных курсов. Информация о будущей специальности и планируемом для поступления учебном заведении должна быть глубокой и достоверной. Тогда выпускник-абитуриент будет не только психологически готов к переходу из одного учебного заведения в другое, но и получит ряд преимуществ. Не забывайте рассматривать и альтернативные варианты – вузы с родственными специальностями.

Начинайте готовиться заранее, пусть даже это будет обучение в профильных классах другой школы. Не надо бояться изменений, сопутствующих переходу из класса в класс. Стресс, связанный с этим, наименее болезнен, нежели более поздняя дезадаптация.

Приведу элементарный пример. В студию журналистики, которую я веду в московской школе, записались старшеклассники, которые мыслили увидеть себя в будущем специалистами по связям с общественностью, журналистами, рекламными менеджерами, или просто гуманитариями других специальностей. В самом начале учебного года группа наиболее талантливых слушателей была мной направлена на вузовскую конференцию, где им была предоставлена возможность не только взять интервью у руководства Университета, но и подробно узнать о самом вузе, пообщаться со студентами, профессорами и деканами.

После посещения данного мероприятия мои школьники вдохновились ещё больше, и мы решили организовать школьную еженедельную газету.

В газете публиковались исключительно материалы учащихся. Уже через пару месяцев детки устали и поняли, что это не развлечение, а действительно, тяжелый рутинный труд. Несколько человек просто перестали ходить на занятия. А некоторые слушатели изменили своё отношение к выбранной профессии, более глубоко определились с дальнейшим своим предназначением. Две девочки выбрали себе специализацию (то есть они поняли, что журналистика бывает разная), одна ушла в тележурналистику, а вторая  выбрала для себя литературное редактирование, потому что осознавала себя больше филологом, чем журналистом.

Важно вовремя осознать себя не только как личность, но и как специалиста.

Чего и желаю всем старшеклассникам, будущим профессионалам!


Ссылки родителям и не детям:

Hosted by uCoz