Самоактуализация: рост

 

Абрахам Маслоу

 

… Внутри человеческого бытия существует тенденция в направлении роста или потребность в росте, которую можно назвать в целом самоактуализацией, психологическим здоровьем и, в частности, ростом в направлении всех и каждого аспектов самоактуализации. То есть эта тенденция существует внутри человека как движение в сторону единой, целостной личности, в направлении спонтанного самовыражения, полной индивидуальности и идентичности, в стремлении видеть истину, а не оставаться слепым, быть творческим, добрым, «правильным» и т.д. Человеческое существование сконструировано таким образом, что толкает нас в направлении все более и более полного существования, а значит, выражается в движении к тому, что большинство людей называют правильными ценностями, ясностью, добротой, отвагой, честностью, любовью и альтруизмом.

Это деликатный вопрос, накладывающий ограничения на то, что требуется здесь и не требуется. Мои исследования проходили таким образом, что в большей мере основывались на изучении взрослых людей, которые были, что называется, «успешны». У меня почти нет данных о неуспешных людях. Приемлемо заключить на основании исследования победителей олимпийских игр, что для человека в принципе возможно так далеко бегать, так высоко прыгать или поднимать такой огромный вес, и сказать, что любой новорожденный младенец должен делать это так же хорошо. Но эта реальная возможность ничего не говорит нам о статистике, возможностях ее воплощения и вероятности этого. Такая же ситуация складывается вокруг самоактуализирующихся людей…

Более того, мы должны быть осторожны, понимая, что тенденция роста в направлении полноценного бытия и здоровья является не единственной тенденцией, заложенной в человеке… Мы можем обнаружить в личности желание смерти, тенденцию к страху, защите и регрессии.

И все же мы можем многое узнать о ценностях, исследуя высоко развитых, зрелых, психологически здоровых индивидов и изучая пиковые моменты жизни средних людей, моменты, когда они на время становятся на путь самоактуализации и теоретически и эмпирически приближаются к полноценному человеческому существованию. Например, это люди, которые сохранили и развили свои человеческие способности, особенно те способности, которые определяют человеческое бытие и отличают его от обезьян. <…> Они более полно развиты, поскольку не фиксируются на незрелых или незавершенных уровнях роста. Это больше не является тайной или чем-то априорным, а является всего лишь отбором бабочек по принадлежности к определенному виду или более здоровых молодых людей врачом. Они оба ищут «совершенного, зрелого или великолепного представителя своего вида», чтобы использовать его в качестве экземпляра, как и я.

Полноценное существование может быть определено не только в той степени, в которой понятие «человек» выполняется, то есть речь идет о норме вида. Это также описание, каталоги, измерения, психологические определения. Сейчас на основе нескольких исследований и продолжительного клинического опыта мы имеем некоторые заметки о характеристиках как полноценно развитого человеческого существования, так и правильно развивающегося человека. Эти характеристики не только поддаются нейтральному описанию, они также приятны, субъективно переживаются как вознаграждение и укрепляют нас.

Среди объективно описанных и измеримых характеристик здорового представителя человеческого рода можно выделить следующие:

1. Чистое, более эффективное восприятие реальности.

2. Большая открытость опыту.

3. Возросшая интеграция, целостность и единство личности.

4. Возросшая спонтанность, экспрессивность, полноценное функционирование, активность.

5. Реальная самость, твердая идентичность, автономия, уникальность.

6. Возросшая объективность, отделенность, трансценденция себя.

7. Восстановленная креативность.

8. Способность соединять абстрактное и конкретное.

9. Демократическая структура характера.

10. Способность к любви и т.д.

Все это требует исследования для подтверждения и объяснения, но очевидно, что такая задача выполнима.

Вдобавок существуют субъективные доказательства, утверждающие существование самоактуализации и стремления к росту. Это ощущение наполненной жизни, счастья или эйфории, ясности, удовольствия, спокойствия, ответственности, уверенности в своей способности противостоять стрессу, тревоге и проблемам. Субъективные сигналы о том, что подвел себя, о фиксации, регрессии, тревоге, отчаянии, скуке, неспособности наслаждаться, о переживании вины, чувства стыда, ощущении бесцельности, пустоты, потери идентичности, показывают обратное.

Эти субъективные реакции также доступны исследованию. Мы оснащены клиническими техниками, которые позволяют изучить их.

Свободный выбор самоактуализирующихся людей (в такой ситуации, где доступен реальный выбор из ряда возможностей) является тем, что я требую изучить как естественную систему ценностей, с которой ничего не могут поделать ожидания экспериментатора, то есть она «научна». Я не говорю: «Он должен выбрать это или это», а лишь: «Здоровый человек в ситуации свободного выбора выберет то или это». Это все равно что спросить: «Какие ценности являются наилучшими для человека?», а не: «Какие ценности должны быть таковыми?». (Сравните с аристотелевским убеждением в том, что «вещь, которая ценна и приятна для хорошего человека, действительно является ценной и приятной»).

Более того, я считаю, что эта находка может быть обобщена для большинства людей, потому что мне (и другим) представляется, что если большинство людей (возможно, все) стремятся к самоактуализации (что наиболее очевидно в психотерапии) и если большинство людей (по крайней мере, в принципе) способны к самоактуализации, то это так и есть.

Если разнообразные религии можно рассмотреть как выражение человеческих стремлений и желаний, то есть того, чего все люди хотели бы достичь (если возможно), то мы видим подтверждение тому, что люди стремятся к самоактуализации или к движению в направлении самоактуализации. Это так, поскольку наше описание реальных характеристик самоактуализирующихся людей соответствует многим идеалам, провозглашаемым в религии, например, трансценденция себя, стремление к истине, доброму и прекрасному, вклад в других, мудрость, честность и естественность, трансценденция эгоистичности и личностной мотивации, отказ от «низших» желаний в пользу «высших», возрастающее дружелюбие и доброта, легкое различение между конечными смыслами (спокойствие, ясность, мир) и значениями (деньги, власть, статус), уменьшение враждебности, жесткости и деструктивных побуждений (несмотря на то, что решительность, справедливая злость и негодование, самоуверенность могут значительно вырасти).

1. Один революционный вывод следует из всех этих экспериментов на свободный выбор, из развития и динамики мотивационной теории и из исследования психотерапии, а именно, что наши глубочайшие потребности сами по себе не являются опасными, плохими или воплощением зла. Это открывает перспективы для разрешения раздробленности внутри личности между Аполлоном и Дионисом, классическим и романтическим, научным и поэтическим, между причиной и импульсом, работой и игрой, вербальным и довербальным, зрелым и детским, мужественностью и женственностью, ростом и регрессией.

2. Главная параллель к этому изменению в нашей философии человеческой природы – это быстрорастущая тенденция воспринимать культуру как инструмент удовлетворения потребностей, так же как и фрустрации и контроля. Мы можем отрицать почти универсальную ошибку, что интересы индивида и общества обязательно взаимно исключают друг друга и антагонистичны или что цивилизация – это первичный механизм контроля над человеческими инстинктоидными импульсами. Все эти старые аксиомы исчезают под воздействием новой возможности определения основной функции человеческой культуры как создающей универсальную самоактуализацию.

3. Только в здоровых людях существует корреляция между субъективным удовольствием от переживания, импульса к переживанию или желанием этого переживания и «базовыми потребностями» (которые необходимы для позитивного существования). Только такие люди стремятся к хорошему для себя и к хорошему для других, и способны переживать это от всего сердца, и одобряют это. Для таких людей достоинство – это собственная награда в том смысле, что они получают удовольствие от него. Они спонтанно пытаются делать все правильно, потому что это то, что они хотят делать, то, в чем они нуждаются, и от чего получают удовольствие.

Эта целостность, эта сеть позитивной корреляции, разваливается на отдельные части, вступающие в конфликт, как только индивид заболевает. Тогда то, что она хочет делать, может быть опасным для него, даже если он сделает это, то не получит удовольствия. Даже если он получит удовольствие, он может одновременно не одобрять это, поэтому это удовольствие само по себе отравляет и может быстро исчезнуть. То, что понравится индивиду в первый момент, может не понравиться впоследствии. Его импульсы, желания и удовольствие становятся слабым руководством в жизни. Он должен соответственно перестать доверять своим импульсам и бояться их, что приведет его к уходу от верного маршрута, и поэтому он впадет в состояние конфликта, диссоциации, нерешительности, словом, он начнет гражданскую войну с собой.

Если рассматривать философскую теорию, то мы увидим, что многие исторические дилеммы и противоречия решались таким образом. Гедонистическая теория работала для здоровых людей и не работала, если ее на вооружение брал больной человек. Правда, что добро и кра-сота действительно во многом присущи людям, но только здоровым людям в полной мере.

4. Самоактуализация для некоторых людей – это достигнутое состояние. Для большинства людей это только надежда, стремление, путь, «нечто» желаемое, но еще не достигнутое, проявляющее себя как влечение к здоровью, интеграции, росту и т.д. Проективные тесты также способны определить эти тенденции, скорее, как возможности, а не фактическое поведение, так же как рентгеновские лучи могут определить зарождающуюся патологию прежде, чем она проявится.

Это означает для нас, что то, чем личность является, и то, чем личность может стать, может существовать в глазах психолога одновременно, таким образом разрешая дихотомию Бытия и Становления. Потенциал не только будет воплощен или может быть воплощен, он также существует. Ценности самоактуализации существуют как цели, несмотря на то, что в реальности они еще не актуализированы. Человеческое бытие одновременно является тем, что оно есть, и тем, чем оно стремится быть.

 

РОСТ И СРЕДА

Люди демонстрируют в своей собственной природе давление в направлении полноценного Бытия, совершенной актуализации своей человеческой сути в том натуралистическом, научном смысле, в котором можно сказать, что желудь тяготеет к тому, чтобы стать дубом, или что тигр движется к тому, чтобы стать свирепым хищником, или лошадь – стать лошадью, а не пони. Человек не только не слит со своей человечностью, не слеплен по этой мерке от и до, его не учили быть человеком в полном смысле этого слова. Роль окружения заключается в том, чтобы позволить ему (или помочь ему) актуализировать свой собственный потенциал, а не чей-то безликий потенциал. Среда не дает ему возможностей и способностей, он уже имеет их на стадии эмбрионального развития, так же как руки и ноги. Творчество, спонтанность, самость, аутентичность, забота о других, способность любить, стремление к истине – это возможности, заложенные на эмбриональной стадии развития, которые определяют его принадлежность к человеческому роду, так же как особо построенные руки, ноги, мозг и глаза.

Это не противоречит уже изложенным данным, которые показали, что жизнь в семье и культура абсолютно необходимы для актуализации этого психологического потенциала, который определяет суть человечности. Давайте избегать смешения. Учитель или культура не создают человеческую сущность. Они не имплантируют в ребенка способность любить, быть любопытным, философствовать, символизировать, творить. Они либо принимают, либо способствуют, либо развивают, либо помогают тому, что было заложено в эмбрионе, проявиться в реальности. То же с матерью и культурой, которые не могут своим воздействием превратить щенка или котенка в человека. Культура – это солнце, еда и вода, но не начало.

 

ТЕОРИЯ «ИНСТИНКТОВ»

Группа мыслителей, которые работали с самоактуализацией, самостью, аутентичностью и т.п., достаточно твердо представили свое убеждение в том, что человек стремится реализовать себя. Это значит, что он призван стремиться к тому, чтобы быть честным с собой, доверять себе, быть аутентичным, спонтанным, честным и выразительным, искать при­чины своих поступков в собственной внутренней глубинной природе.

Но, конечно, это идеальный набросок. Они недостаточно четко ска­зали о том, что большинство взрослых людей не знает, как быть аутентичными, если они самовыражаются, поэтому они могут навлечь катастрофические последствия не только на себя, но и на других. Какой ответ может быть дан преступнику или садисту, который спрашивает: «Почему я тоже не могу доверять себе и самовыражаться?».

Эти мыслители как группа были небрежны в нескольких аспектах. Они подразумевали, не проговаривая ясно, что если ты можешь вести себя аутентично, то твое поведение будет правильным, и если ты можешь действовать, исходя из своей внутренней природы, ты будешь вести себя хорошо. Со всей очевидностью подразумевалось, что внутреннее ядро, реальная самость – это нечто доброе, этичное и заслуживающее доверия. Это утверждение сильно отличается от утверждения о том, что человек актуализируется сам, и оно нуждается в специальном доказательстве. Более того, эти авторы как группа имели совсем иное понимание критического положения о внутреннем ядре, то есть считали, что оно должно быть в некоторой степени привнесено извне культурой или чем-либо еще, тем самым загрязняя и размывая понятие.

Другими словами, мы должны схватиться с теорией «инстинктов» или, как я предпочитаю ее называть, теорией базовых потребностей, с изучением оригинальных, внутренне присущих, отчасти наследственно обусловленных потребностей, убеждений, желаний и ценностей человечества. Мы не можем играть одновременно и биологическую и социальную игру. Мы не можем утверждать одновременно, что культура дала все и что человек имеет наследственно определенную природу. Одно исключает другое, эти утверждения несовместимы.

Все проблемы в области инстинктов, о которых мы мало знаем и должны узнать больше – это агрессия, враждебность, ненависть и деструктивность. Фрейдисты требуют, чтобы все это было признано инстинктивным. Большинство других динамических психологов требуют, чтобы это было не прямо инстинктивным, но скорее существующей реакцией на фрустрацию инстинктоидных или базовых потребностей. Другая возможная интерпретация данных (наилучшая, как мне кажется) задает вопрос о качестве гнева – улучшает он или ухудшает психическое здоровье. В здоровой личности злость или гнев являются скорее реакцией на сложившуюся ситуацию, нежели характерологическим резервуаром прошлого. Это реалистичный эффективный ответ на нечто реальное, присутствующее в данный момент, например, на несправедливость, эксплуатацию или нападение, а не катарсическое облегчение ненаправленной и неэффективной мести на случайного свидетеля грехов, которые кто-то совершил много лет назад. Злость не исчезает с наступлением психологического здоровья. Скорее, она принимает форму решительности, самоутверждения, самозащиты, справедливого негодования, борьбы против зла. и т.п. Такие люди способны быть более эффективными борцами за справедливость, чем, например, средние люди.

Словом, здоровая агрессия принимает форму личной силы и самоутверждения. Агрессия нездоровой личности, неудачливой, эксплуатируемой личности в большей мере отдает привкусом преступного намерения, садизмом, слепой деструктивностью, доминантностью.

 

ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОГРАНИЧЕНИЙ

Другая проблема, встающая перед теоретиками морали-исходящей-изнутри, касается той легкости самодисциплины, которая обычно лежит в основе самоактуализирующейся, аутентичной, подлинной личности и которая не имеет оснований у средних людей.

В здоровых людях мы находим идентичность долга и удовольствия, так же как работы и игры, личных интересов и альтруизма, индивидуализма и полного отсутствия эгоистичности. Мы знаем, что они таковы, но мы не знаем, как они стали такими. Я подозреваю, что подобная аутентичность, полноценная человечность – это актуализация того, чем может стать человек. И все же мы сталкиваемся с печальным фактом, что лишь немногие люди достигли этой цели, возможно, только один из ста или из двухсот. Мы можем быть полны надежд на человечество, потому что в принципе любой может стать здоровым человеком. Но мы должны также чувствовать печаль, потому что столь немногие действительно стали такими людьми. Если мы желаем обнаружить, почему некоторые делают это, а некоторые нет, то мы должны исследовать проблему, изучая историю жизни самоактуализированных людей, чтобы обнаружить, как они встали на этот путь.

Мы уже знаем, что основным условием, необходимым для здорового роста, является удовлетворение базовых потребностей. (Невроз очень часто является дефицитарным заболеванием, подобным авитаминозу). Но мы также поняли, что разнузданное удовлетворение само по себе является опасным обстоятельством, например, психопатическая лич­ность, «оральная», безответственность, неспособность выносить стресс, повреждения, незрелость. Исследовательские находки еще не обработаны, «сырые», но уже сейчас нам доступны большие объемы клинических и обучающих экспериментов, которые подводят нас к разумному предположению о том, что ребенок нуждается не только в удовлетворении. Он нуждается также в том, чтобы научиться ограничивать себя в удовлетворении, которое может предоставить ему мир, и понять, что, когда другие люди (его отец, мать) ищут удовлетворения, они не ищут его как самоцель. Это означает контроль, задержку, ограничения, отказы, толерантность к фрустрации и дисциплину. Только самодисциплинированной и ответственной личности мы можем сказать: «Поступай, как считаешь нужным, и, возможно, это будет правильно».

 

РЕГРЕССИВНЫЕ СИЛЫ: ПСИХОПАТОЛОГИЯ

Мы должны также столкнуться с проблемой, которая стоит на пути роста. Проблемой прекращения или уклонения от роста, фиксацией, регрессией и защитными реакциями, словом, проблемой привлекательности психопатологии, или, как предпочитают говорить другие люди, проблемой зла.

Почему так много людей не обладают реальной идентичностью, настолько слабы и беспомощны в принятии собственных решений и осуществлении выбора?

1. Импульсы и направляющие тенденции в сторону самореализации, несмотря на инстинктивность, очень слабы, в противоположность сильнейшим инстинктам животных, и эти импульсы с легкостью подавляются привычкой, неправильным культурным отношением к ним, травматическими переживаниями, неправильным обучением. Таким образом, проблема выбора и ответственности гораздо более актуальна для человека, чем для любого другого вида.

2. Особая, исторически определенная тенденция западной культуры заключается в утверждении инстинктоидных потребностей плохими или связанными со злом, и так называемыми животными инстинктами. Многие культурные институты созданы с целью контроля, подавления и предупреждения этого аспекта человеческой природы.

3. В индивиде помещены две силы, а не одна. Вдобавок к давлению в направлении здоровья существует сильная регрессивная тенденция, толкающая нас назад, к слабости и болезни. Мы можем либо двигаться вперед к «высшей Нирване», или назад, «к низшей Нирване».

Я думаю, что основной дефект в теориях ценностей и этических теориях прошлого и настоящего заключается в том, что они имеют неправильное представление и психопатологии, и психотерапии. На протяжении всей истории отдельные люди учили человечество достоинству, красоте добра, желательности психологического здоровья и самореализации, и все же большинство людей извратили это знание и отказались от шага в направлении счастья и самоуважения. Учителям не осталось ничего, кроме раздражения, нетерпения, отсутствия иллюзий, отсутствия альтернативы ругани, увещеваниям и безнадежности. Хорошие люди складывали руки вместе и говорили об истинном грехе или внутреннем зле и заключали, что человек может быть спасен только внешними силами.

Тем временем существует огромная, богатая литература по динамической психологии и психопатологии, огромный склад информации о человеческой слабости и страхах. Мы много знаем о том, почему человек делает неправильные вещи, почему это приводит к несчастьям и самоуничтожению, почему люди извращены и больны. И, исходя из этой литературы, к нам приходит инсайт о том, что человеческое зло – это огромная человеческая слабость, безразличие, которое можно понять и излечить.

Я нашел в чем-то удивительным, в чем-то грустным то, что так много школ и ученых, философов и теологов, которые говорили о человеческих ценностях, о добре и зле, теряли из виду тот факт, что профессиональный психотерапевт каждый день, как правило, изменяет и утверждает человеческую природу, помогает людям стать более сильными, творческими, достойными, добрыми, любящими, альтруистичными. Только некоторые обстоятельства улучшают знания о себе и самосовершенствование…

Человек слишком сложен, чтобы даже прикоснуться к нему здесь. Все, что я могу сделать, это предложить несколько умозаключений и выводов для теории ценностей.

1. Знание о себе является важнейшей частью самосовершенствования, но не единственной.

2. Знание о себе и самоусовершенствование очень сложны для большинства людей. Обычно они требуют большой отваги и долгой борьбы.

3. Помощь, которую оказывают профессиональные терапевты, облегчая этот процесс, не означает, что это единственный путь. Многое из того, что работает в психотерапии, можно применить к обучению, семейной жизни и в управлении собственной жизнью.

4. Только посредством подобного изучения психопатологии и терапии можно научить кого-либо уважению и принятию чувства страха, регрессии, защиты или безопасности. Уважение и понимание этих сил делает возможным помощь себе и другим в росте и движении к здоровью. Фальшивый оппортунизм рано или поздно означает разочарование, злость и беспомощность.

5. То есть мы можем никогда не понять человеческую слабость без понимания здоровых тенденций. Мы делаем ошибку, патологизируя все. Но мы также никогда не сможем до конца понять или принять человеческую силу без соответствующего понимания слабости. Мы впадаем в ошибку, если чрезмерно уверены только в рациональном.

Если мы хотим помочь людям стать более человечными, мы должны понять не только то, что они пытаются реализовать себя, но также, что они боятся этого и зачастую неспособны к этому. Только посредством полного принятия этой диалектики между болезнью и здоровьем мы можем помочь сдвинуть баланс в сторону здоровья.


Ссылки родителям и не детям:

Hosted by uCoz