Лев Семенович Выготский (1896-1934)

 

Советский психолог

Создатель научной школы воспитания ребенка

 

Родился в семье служащего в г. Орша Витебской области Белоруссии. Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет Университета имени А. Л. Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекций в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова.

Научную деятельность начал с изучения психологии искусства – исследовал психологические закономерности восприятия литературных произведений («Трагедия о Гамлете, принце Датском», 1916; «Психология искусства», 1925, опубликована в 1965). В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций, показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя его высшие формы к низшим элементам. В книге «История развития высших психических функций» (1930-1931, опубликована 1960) дано развернутое изложение культурно-исторической теории развития психики.

По Выготскому, необходимо различать два плана поведения – натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в единой психике. Суть культурного поведения – в его опосредованности орудиями и знаками, причем первые направлены «вовне», на преобразование действительности, а вторые «вовнутрь» – сначала на преобразование других людей, затем – на управление собственным поведением. Главные положения этой теории: 1) основа психического развития человека – качественное изменение социальной ситуации его жизнедеятельности; 2) основой психического развития человека служат его обучение и воспитание; 3) исходная форма жизнедеятельности – ее развернутое выполнение человеком функций во внешнем (социальном) плане; 4) психологические новообразования, возникшие у человека, производны от интериоризации (перехода извне вовнутрь) исходной формы его жизнедеятельности; 5) cyщественная роль в процессе интериоризаци принадлежит различным знаковым системам; 6) важное значение в жизнедеятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.

Утверждал, что в основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Разработал понятие о зоне ближайшего развития. В его представлении правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов, которые вне обучения вообще являются невозможными. Сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого возраста психических новообразований.

Высоко оценивал роль игры в психическом развитии детей и особенно в развитии у них творческого воображения. Внес крупный вклад во многие отрасли психологической науки. Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации умственного и сенсорного дефекта не за счет тренировки элементарных, непосредственно пораженных функций, а за счет развития высших психических. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга, положившее начало современной нейропсихологии. В последние годы жизни основное внимание уделял изучению структуры сознания («Мышление и речь», 1934). Создал большую научную школу.


Ссылки родителям и не детям:

Hosted by uCoz