Валерий Лысенко     Любите Родину – мать вашу!

Принятая Правительством РФ в июле 2005 года государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» уже наделала много шума...

Но что, собственно, случилось? Ведь в самой по себе программе патриотического воспитания граждан РФ – то есть нас с вами – ничего страшного нет. Этот чисто бюрократический документ не нужен, естественно, ни гражданам, ни подрастающим поколениям – он нужен административно-правительственному аппарату, чиновникам, чтобы, во-первых, показать более высокому начальству, как они радеют об отечестве (до которого, по большому счету, им, конечно же, дела нет), а во-вторых, чтобы сохранить обрюзгший на казенных харчах генералитет. Так уж повелось с большевистских времен – главное, чтобы сохранялся статус кво и чтобы в программах и отчетах гремели победные фанфары, а что там на самом деле происходит и происходит ли, – дело десятое. Поэтому и в данном случае – жизнь будет идти сама по себе, а расходование полмиллиарда рублей – само по себе. Неприятно другое. Нас уже не по-детски, а вполне по-взрослому «берут за идиотов». Мы такие тупые, что не понимаем очевидного: программа нужна прежде всего Министерству обороны, чтобы увеличить число призывников и тем самым не оставить без работы тысячи «военачальников» (которые, как мы знаем, такие же военачальники, как мясники – хирурги). Либо на нас и наши мнения просто плевать хотели... Противно и то, что населению России выражено, по факту, недоверие: дескать, вы, граждане, не патриоты или плохие патриоты, так вот мы вас заставим родину любить. То есть мы, правительство и депутаты, знаем, что такое патриотизм, потому что все силы, денно и нощно, отдаем любимой родине, а вот вы, космополиты безродные, циники и ругатели, – вы у нас попляшете. И газеты ваши, и радио, где вы поливаете правительство, а порой даже – ужас! – самого гаранта, – будут скоро рассказывать не выдумки всякие (о какой-то таинственной коррупции, например), а о том, как отряды юных бойцов под руководством майора Пупкина или подполковника Васькина совершили героический марш-бросок от Курской дуги до Брестской крепости...

Конечно, сравнение с недавним нашим прошлым делает разницу не в пользу настоящего. Тогда повелевали строить, прошу заметить, не абы что, а светлое коммунистическое будущее, выше которого никакого прошлого и иного будущего быть не могло. Теперь планка сильно понижена. Теперь наша национальная идея – любовь не к родной Коммунистической партии и не к Советской родине, а всего лишь к неродной капиталистической России, которая даже в далеком прошлом, оказывается, большей частью воевала и побеждала – благодаря глубокому и высокому чувству тотального патриотизма. Вот это, якобы утраченное нами, чувство нам теперь будут прививать. С кем мы, вооруженные этим чувством, будем воевать и кого побеждать – это не важно.

Иронизирую всего лишь чуть-чуть, потому что по смыслу программы всё именно так и получается, хотели этого разработчики или нет.

Жалко детей. Родителей – нет, не жалко. Как, впрочем, и педагогов. Родители и учителя, если они согласятся со всем этим чиновничьим бредом и не устроят бурных акций протеста (а они, скорее всего, согласятся и не устроят), – не заслуживают сочувствия. Дети же, даже старшеклассники, сделать ничего не смогут, им прикажут – они и противогазы нацепят, и по-пластунски поползут, и марш-броски с летальными исходами совершат. В результате многие из них возненавидят майора Пупкина, и подполковника Васькина, а заодно и родину-мать. Другие сломаются и будут от страха заискивать перед любым субъектом в форменной одежде... Впрочем, не исключено, что реально программа останется на бумаге, воспитательные мероприятия, которые в ней прописаны, частично будут проведены (а по большей части они или им подобные и так проводятся – традиционно, так уж заведено), деньги уйдут куда и кому надо, фанфары прогремят, отчеты прошелестят, и в отчетах все от мала до велика станут любить свою родину, великую Россию, нездешней любовью. Повторю: что произойдет на самом деле, чиновника (особенно военного) сейчас не колышет, вот когда жареный петух ему в одно место клюнет, он зачешется... да и то вряд ли поймет, в чем дело.

Пятьсот миллионов рублей... Это ж скольких наркоманов можно вылечить, скольких бездомных детей устроить, сколько больных вылечить. Н-да... все это, может быть, и хорошо, да вот только как-то не патриотично. А главное, не громко. Наркоманы, бездомные, больные... такая мелочь! Пусть ими Зурабов занимается. Впрочем, бездомных можно ведь отловить и устроить им суворовские (кутузовские, скобелевские, жŷковские) училища... но на этот счет программа скромно молчит. Видимо, это слишком сложная и непредсказуемая по результатам работа. Вот возложили венки к могиле неизвестного солдата – и струя патриотизма влилась в юную душу. Посетили музей боевой славы – и тепло патриотизма разлилось по телу...

Короче, мы в очередной раз имеем дело с проявлением бюрократического маразма.

А теперь по существу дела.

Отбрасывая в сторону милитаристский уклон программы, зададимся вот каким вопросом: а знает ли педагогическая общественность, знают ли практические работники среднего общего и профессионального, а также высшего профессионального образования, – знают ли они, как именно воспитывается патриотизм? Что-то не слышно было в последние годы каких-либо внятных слов в педагогической среде по поводу патриотического воспитания (военно-патриотическое не в счет: глупости всерьез не обсуждаются).

А вот образовательные чиновники, наряду с темой духовно-нравственного развития детей и молодежи, уже давно озабочены «проблемой» патриотического воспитания. Зачем им понадобилась эта тема? Неужели они почувствовали в стране дефицит патриотизма? А если почувствовали – неужели это всерьез их беспокоит? Нет, цель у образовательного чиновника здесь может быть только одна: воспитание безусловного уважения к власти, ибо в чиновничьем сознании родина – это страна (Россия в данном случае), страна – это государство (Российская Федерация), а государство – это президент (прежде всего, а потом еще также правительство, дума, губернаторы, местные президентики). Так что патриотическое воспитание в школе должно в первую очередь стать воспитанием некритического принятия той властной ситуации, которая сложилась в России за последние пять лет.

Некритичное, бездумное принятие существующей власти – это индульгенция и самим чиновникам, безмерно навравшим, наворовавшим и жаждущим избежать «несправедливого» возмездия. Поэтому с ними все ясно.

Беда в том, что в эту игру готовы играть многие нормальные, честные работники образования – директора школ, учителя, управленцы (т.е. инициативные и ответственные чиновники на местах), совершенно при этом не понимая, что это не их игра.

Вот им я хочу сказать следующее.

Друзья мои! Вы же прекрасно знаете, что духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами, «в лоб», такие вещи (долг, честь, ответственность) воспитываются через творческое погружение в родную культуру (с непременным выходом творческого продукта), историю, язык – с обязательным сравнением (объективным и позитивным!) национального достояния с «чужим». Сравнительный (он же – критико-аналитический) метод – прекрасное средство для воспитания ума и души. Чем более мыслящим (то есть сочетающим глубину анализа с точностью синтеза) является человек, тем скорее он приходит к духовности и нравственности, тем прочнее его взгляды, принципы, убеждения, в том числе патриотические. Бездумные патриоты никому не нужны. Они либо оголтелые националисты и шовинисты, либо притворщики, которым по каким-то причинам нужна маска патриота, – то есть, по сути, потенциальные предатели.

Что может делать школа для воспитания мыслящих людей, а следовательно, патриотов?

Историческое творчество учащихся, поэтическое творчество, участие в школьных оркестрах классического типа – камерных, народных инструментов и др., работа в художественных студиях, игра в школьном театре – все это быстрее и лучше вложит в детские души духовность и патриотизм, чем инициированные взрослыми походы по местам боевой славы, посещение музеев и возложение венков (для многих подростков все это не более чем фарс; другое дело, когда все это инициируется самими ребятами).

Совсем по-иному, чем сейчас, обстояло бы дело, если бы школьники могли принимать практическое участие в помощи родному краю (при поддержке специалистов: очистка водоемов, лесов, лугов); и не пришлось бы произносить громкие тирады о патриотизме: не тот патриот, кто брызжет слюной, произнося  пылкие речи о любви к отечеству, а тот, кто каждодневно привносит в отечество что-либо полезное и выбрасывает что-либо вредное (всякое уродство, например, или обыкновенную грязь).

Надо, чтобы «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (А.С. Пушкин) была внутренним чувством ребенка, подростка, юноши, а внутреннее чувство есть результат внутренней, то есть глубоко личностной работы, но никак не результат «мероприятий по патриотическому воспитанию» или – тем более – рассуждений учителя или воспитателя.

Учителю, воспитателю, размышляющему о «патриотическом воспитании», надо постоянно держать в голове слова нашего замечательного соотечественника – П.Я. Чаадаева:

«Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное – это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества. Любовь к родине разделяет народы, питает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания, создает духовные наслаждения, приближает людей к божеству.

...Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами.

... Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия».

Несомненно, что любовь ко всему родному (языку, истории, культуре) лучше всего воспитывается в гуманитарном цикле. Но что собой представляют гуманитарные предметы в современной российской школе?

Учителя русского языка, по горькому опыту, знают, насколько «грамотно» пишут старшеклассники. Приводить примеры «неглубоких и непрочных знаний» во владении родным языком современными школьниками нет смысла – эти примеры многочисленны и ужасны. А ведь сколько усилий! Сколько упражнений на все случаи грамматики, орфографии и пунктуации выполняют бедные школяры! А результаты – удручающие. Но это ведь и понятно: не русский язык изучают ученики; не богатство, не роскошь его, не его удивительные возможности в выражении любых оттенков любой мысли постигают – нудные правила зубрят, рутинные задания выполняют. Откуда тут может взяться любовь к родной речи? Косноязычие, которое демонстрируют старшеклассники на уроках (каких угодно: хоть истории, хоть биологии, хоть литературы) – верное доказательство полного наплевательства на «великий и могучий». Какой уж тут патриотизм!

А литература?

Умные, образованные взрослые дяди-филологи (литературоведы – кандидаты и доктора) пишут учебники, объясняя в них глупым и невежественным ребятам «что хотел сказать поэт птичкой божией», предлагая им все шедевры отечественной и избранную часть шедевров зарубежной литературы. Мысль незатейливая: нельзя стать образованным человеком, не прочитав эти шедевры. Кроме того, есть у наших ученых мужей и жен мысль и весьма затейливая: если сейчас эти «придурки» не прочитают – «Евгения Онегина», «Преступление и наказание», «Войну и мир» и прочее, – то уже никогда в жизни они этого «духовного наследия» в руки не возьмут. Результат – отвращение к отечественной и мировой классике. Недавний пример: в прошлом учебном году десятиклассник одной из московских школ, очень начитанный, способный и неглупый Паша В. угрюмо сказал учителю литературы: «Не буду я читать вашу кретиническую и унылую классику», – и опять уткнулся в «Гарри Поттера»... Не знаю, как с этим юношей будет обстоять дело по части патриотизма, но то, что у него прямой и честный взгляд на вещи, в этом у меня сомнений никаких. Он, конечно, будет читать классику – когда поймет, что дозрел до такого чтения. Но сейчас заставлять его «проходить литературу» – преступление и против педагогики и против здравого смысла. И совершенно ясно, что другие ученики думают то же самое, только не решаются свои думы выразить вслух. Они готовятся к выпускным и вступительным экзаменам и давно уже приняли правила игры, не ими придуманные...

Но есть альтернатива. Если уйти от любезного филологам хронологического и «шедеврологического» принципа преподавания литературы в школе – можно придумать сотни эффективных и очеловеченных способов введения учащихся в прекрасный и мудрый мир художественной литературы.

Да и придумывать-то на самом деле ничего не надо – во всяком случае, на первом этапе реформирования практики преподавания литературы. Есть в Москве замечательный Литературный институт, с уникальным опытом обучения творческой молодежи литературному мастерству. Если обратиться к истории, посмотреть, как в былые времена мастера проводили семинары, какие задания давали студентам, – много полезного для школьного предмета «литература» можно найти. Не надо бояться, что из стен школы будут выходить толпы графоманов. Не будут. Напротив, графоманство потеряет те опоры, на которых оно обычно держится: невежество и завышенный уровень притязаний. Уже немало. Уже реальный шаг на непростой дороге воспитания у школьников чувства патриотизма...

А что представляет собой школьный предмет «история»? История не людей, а фигур – политических, военных, научных... История не жизни, а событий – войн, переворотов, мятежей, сражений...


Ссылки родителям и не детям:

Hosted by uCoz